Писания святителя Григория Богослова.
Слово к хитрым в слове, и начну от Писания:
се Я - на тебя, гордыня (Иер. 50, 31), то есть на
ученость, и слух, и мысль! Ибо есть,
действительно есть люди, у которых при
наших речах чешутся и слух, и язык, и даже,
как вижу, и руки, которым приятны неугодные Богу пустословия и споры лжеименного знания, и ни к чему полезному не ведущие словопрения
(1 Тим, 6, 4, 20). Ибо Павел проповедник и
вводитель слова сокращенна (Рим. 9, 28),
учитель и ученик рыбарей, называет так и
все излишнее и изысканное в слове. Хорошо,
если бы те, о ком у нас речь, также были
нисколько искусны в деятельном любомудрии,
как оборотлив у них язык и способен
приискивать благородные и отборные слова.
Тогда мало, и вероятно меньше, чем ныне,
стали бы они вдаваться в нелепые и странные
мудрования и словами (о смешном деле и
выражусь смешно) играть, как шашками. Но,
оставив все пути благочестия, они имеют в
виду одно — задать или решить какой-нибудь
вопрос, и походят на зрелищных борцов,
представляющих не те борьбы, которые ведут
к победе по законам ратоборства, но те,
которые привлекают взоры не знающих дела и
похищают у них одобрение. И надобно же, чтоб
всякая площадь оглашалась их речами, чтоб
на всяком пиршестве наводили скуку
Пустословие и безвкусие, чтоб всякой
праздник делался непраздничным и полным
уныния, а при всяком сетовании искали
утешения в большем зле — в предложении
вопросов, чтоб во всяком женском тереме —
этом убежище простодушия — нарушалось
спокойствие и поспешностью в слове
похищаем был цвет стыдливости! А если дошло
уже до этого, если зло стало неудержимо и
невыносимо, даже есть опасность, что и
великое наше таинство [2]
обратят в низкое ремесло: то пусть эти
соглядатаи окажут столько терпения, чтоб,
когда отеческое сердце наше приходит в
волнение, и чувства наши терзаются, как
говорит божественный Иеремия (4, 19), им без
ожесточения принять это о них слово и хоть
немного, если только могут, удержав язык,
преклонить к нам слух. И без сомнения, вы не
потерпите ущерба. Или буду говорить в уши
слышащих, и тогда слово принесет некоторый
плод, именно тот, что вы воспользуетесь
словом, потому что, хотя сеющий слово сеет в
сердце каждого, однако же плодоприносит
одно доброе и плодотворное сердце. Или
пойдите от меня, смеясь и над сим словом,
находя в нем новый предмет к возражениям и
злословию на меня, что доставить вам еще
большее удовольствие. Не подивитесь же,
если скажу слово, и оно будет не по вашему
закону и странно для вас, которые слишком
отважно и мужественно (боюсь оскорбить,
сказав: невежественно и дерзко)
утверждаете о себе, что знаете вое и всему в
состоянии научить.
Любомудрствовать о Боге можно не всякому,
—да! не всякому.—Это приобретается не
дешево и не пресмыкающимися по земле!
Присовокуплю еще: можно любомудрствовать
не всегда, не перед всяким и не всего
касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и
сколько. Любомудрствовать о Боге можно не
всем; потому что способны к сему люди
испытавшие себя, которые провели жизнь в
созерцании, а прежде всего очистили, по
крайней мере очищают, и душу и тело. Для
нечистого же, может быть, небезопасно и
прикоснуться к чистому, как для слабого
зрения к солнечному лучу. Когда же можно?—Когда
бываем свободны от внешней тины [3]
и мятежа, когда владычественное в нас [4]
не сливается с негодными и блуждающими
образами, как красота письмен перемешанных
письменами худыми, или как благовоние мира
смешанного с грязью. Ибо действительно
нужно упраздниться, чтоб разуметь
Бога (Пс. 45, 11), и Когда изберу время, Я произведу суд по правде Богословия (Пс, 74, 3). — Перед кем
же можно?—Перед теми, которые занимаются
сим тщательно, а не на ряду с прочим толкуют
с удовольствием и об этом после конских
ристаний, зрелищ и песней, по
удовлетворении чреву и тому, что хуже чрева;
ибо для последних составляет часть забавы
и то, чтоб поспорить о таких предметах и
отличиться тонкостью возражений. О чем же
должно любомудрствовать, и в какой мере? —
О том, что доступно для нас и в такой мере,
до какой простираются состояние и
способность разумения в слушателе. Иначе,
как превышающие меру звуки или яства
вредят одни слуху, другие телу, или, если
угодно, как тяжести вредны поднимающим не
по силам, и сильные дожди — земле; так и
слушатели утратят прежние силы, если их,
скажу так, обременить и подавить грузом
трудных учений.
И я не то говорю, будто бы не всегда должно
памятовать о Боге (да не нападают на нас за
это люди на все готовые и скорые!).
Памятовать о Боге необходимее, нежели
дышать; и, если можно так выразиться, кроме
сего не должно и делать ничего иного. И я
один из одобряющих слово, которое
повелевает размышлятьдень и ночь (Пс. 1,
2), вечером и утром и в полдень (Пс.
54, 18), и благословлять Господа на всякое
время (Пс. 33 2). А если нужно присовокупить
и сказанное Моисеем; то и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6, 7), и исправляющий
другие дела должен памятовать о Боге, и сим
памятованием возводить себя к чистоте.
Таким образом запрещаю не памятовать о
Боге, но богословствовать непрестанно;
даже запрещаю не богословствовать, как бы
оно было делом неблагочестивым, но
безвременность; и не преподавание учения,
но несоблюдение меры. Мед, не смотря на то,
что он мед, если принять в излишестве и до
пресыщения, производит рвоту. И. время
всякой вещи, как рассуждаю с Соломоном (Еккл.
3, 1). Даже прекрасное не прекрасно, если
произведено вне порядка; как, например,
совершенно неприличны цветы зимою, мужской
наряд на женщине и женский — на мужчине,
геометрия во время плача, и слезы на пиру.
Ужели же ни во что будем ставить время
единственно там, где всего более надобно
уважать благовременность? — Нет, друзья и
братия (все еще называю вас братьями, хотя
ведете себя и не по братски)! Не так будем
рассуждать, не побежим далее цели, как
горячие и неудержимые кони, сбросив с себя
всадника — разум, и отринув добрую узду —
благоговение, но станем любомудрствовать,
не выступая из назначенных Христианину
пределов, не будем переселяться в Египет,
не дадим увлекать себя к Ассириянам, не
воспоем песнь Господню на земле чужой
(Пс. 136, 4), т.е. вслух всякому, и стороннему и
нашему, и врагу и другу, и благонамеренному
и злонамеренному, который чрез меру
тщательно наблюдает за нами, и желал бы,
чтобы в нас каждая искра худого обратилась
в пламя, сам тайно ее возжигает, раздувает,
вздымает своим дыханием к небу, выше
попаляющего все окрест себя Вавилонского
пламени. Поскольку в собственных своих
учениях не находят они для себя
подкрепления; то ищут его в том, что слабо у
нас. А потому, как мухи на раны, нападают на
наши (как назвать это?) неудачи или
погрешности.
Но не будем долее оставаться в неведении
о себе самих и не уважать приличия в таких
предметах. Напротив того если невозможно
истребить вражды, по крайней мере
согласимся в том, чтоб о таинственном
говорить таинственно, и о святом — свято.
Пред имеющими оскверненный слух не станем
повергать того, о чем не должно всем
разглашать. Не попустим, чтоб, в сравнении с
нами, оказались достойными большего
почтения поклоняющиеся бесам, служители
срамных басен; потому что и они
скорее прольют кровь свою, нежели откроют
учение свое непосвященным. Будем знать, что
есть некоторое благоприличие, как в одежде,
пище, смехе и походке, так и в слове и
молчании; тем паче, что мы, кроме других
наименований и сил, чтим в Боге и Слово.
Сами состязания да будут у нас подчинены
законам. О рождении Бога, о сотворении, о
Боге из не сущих [5], о
сечении, делении и разрешении для чего
слушать тому, кто слушает это неприязненно?
Для чего обвинителей делаем судиями, даем
меч в руки врагам? Как и с какими, думаешь ты,
понятиями примет слово об этом тот, кто
одобряет прелюбодеяния и деторастления,
кто поклоняется страстям и не может ничего
представить выше телесного, кто вчера и за
день творил себе богов, богов отличающихся
делами самыми постыдными? Не с понятиями ли
(к каким он привык) грубыми, срамными,
невежественными? И 6огословия твоего не
сделает ли он поборником собственных своих
богов и страстей? Если мы сами употребляем
такия речения во зло; то еще труднее убедить
противников наших, чтоб любомудрствовали,
как следовало бы нам. Если мы сами у себя изобретательны на зло (Рим. 1, 30), то как им не коснуться того,
что действительно в нас есть? Вот следствие
нашей междоусобной брани! Вот польза от
подвизающихся за слово более, нежели
угодно Слову, и от подвергающихся одной
участи с лишенными ума, которые зажигают
собственный свой дом, или терзают детей,
или гонят от себя родителей, почитая их
чужими!
Но отлучив от слова чуждое, и
многочисленный легион, поступивший во
глубину, послав в стадо свиней, обратимся к
себе самим (что составляет второй предмет
нашего слова), и как изваяние иссечем
богослова во всей красоте. Прежде же всего
размыслим о том, что значит такое
ревнование о слове и эта боязнь языка? Что
за новый недуг, что за ненасытимость? Для
чего, связав руки, вооружили мы язык? Не
хвалим ни страннолюбия, ни братолюбия, ни
любви супружеской, ни девства; не дивимся
ни питанию нищих, ни псалмопению, ни
всенощному стоянию, ни слезам; не изнуряем
тела постами, не преселяемся к Богу
молитвою, не подчиняем (как правильно
рассуждающие о своем составе) худшего
лучшему, то есть персти духу; не обращаем
жизни в помышление о смерти; помня о горнем
благородстве, не удерживаем за собою
владычества над страстями; не укрощаем в
себе ни ярости, делающей надменными и
зверскими, ни унижающего превозношения, ни
безрассудной скорби, ни необузданного
сладострастия, ни блуднического смеха, ни
наглого взора, ни ненасытного слуха, ни
неумеренной говорливости, ни превратного
образа мыслей, ни всего, что против нас у
нас же самих берет лукавый, вводящий, как
говорить Писание, смерть входит в наши окна (Иер.
9, 21), то есть чрез чувства. У нас все
напротив. Как цари даруют пощаду после
победы, так мы даем свободу страстям других,
если только поблажают нам, и дерзостнее или
нечестивее устремляются против Бога; и за
недоброе воздаем худою наградою, за
нечестие — своевольством.
Но Я буду спрашивать тебя мало, совопросник и
вещий муж, ты объясняй Мне, говорит
Иову Вещавший из бури (Иов.
38, 1–3). Что слышишь: много у Бога обителей,
или одна? — Без сомнения согласишься, что
много, а не одна? Все ли они должны
наполниться, или одни наполнятся, а другие
нет, но останутся пустыми, и приготовлены
напрасно? — Конечно все; потому что у Бога
ничего не бывает напрасно. — Но можешь ли
сказать, что разумеешь под таковою
обителью: тамошнее ли упокоение и славу
уготованную блаженным, или что другое? — Не
другое что, а это. Но согласившись в этом,
рассмотрим еще следующее. Есть ли что-нибудь
такое, как я полагаю, что доставляло бы нам
эти обители; или нет ничего такого? —
Непременно есть нечто. Что же такое? — Есть
разные роды жизни и избрания, и ведут к той
или другой обители по мере веры, почему и
называются у нас путями. — И так всеми ли
путями, или некоторыми из них должно идти?
— Если возможно, пусть один идет всеми. А
если нет, то, сколько может, большим числом
путей. Если же и того нельзя; то некоторыми.
Но если и это невозможно, то примется в
уважение, как мне по крайней мере кажется,
когда кто-нибудь и одним пойдет
преимущественно. Правильно разумеешь это.
Поэтому что же, по твоему мнению,
означается словом, когда слышишь, что путь
один и притом тесен? — Путь один
относительно к добродетели: потому что и
она одна, хотя и делится на многие виды.
Тесен же он по причине трудов, и потому что
для многих, непроходим, а именно для
великого числа противников, для всех,
которые идут путем порока. Так и я думаю. —
Но если это справедливо; то почему же,
наилучший, как будто уличив наше учение в
какой-то скудости, оставили вы все прочие
пути, а стремитесь и поспешаете на этот
один путь, на путь, как вам представляется
разума и умозрения, а как я скажу, —
пустословия и мечтательности? Да вразумить
вас Павел, который, по исчислении дарований,
сильно упрекает за это говоря: Все ли апостолы? Все ли пророки? и так далее (1
Кор. 12:29).
Положим, что ты высок, выше самых высоких,
а если угодно, выше и облаков; положим, что
ты зритель незримого, слышатель
неизреченного, восхищен как Илия, удостоен
богоявления, как Моисей, небесен как Павел.
Для чего же и других, не больше как в один
день, делаешь святыми, производишь в
богословы, и как бы вдыхаешь в них ученость,
и составляешь многие сонмища не учившихся
книжников? Для чего опутываешь паутинными
тканями тех, которые наиболее немощны, как
будто это дело мудрое и великое? Для чего
против веры возбуждаешь шершней? Для чего
распложаешь против нас состязателей, как в
древности баснословие — гигантов? Для чего,
сколько есть между мужами легкомысленных и
недостойных имени мужа, собрав всех, как
сор в одну яму, и своим ласкательством
сделав их еще женоподобнее, построил ты у
себя новую рабочую, и не без разума
извлекаешь для себя пользу из их неразумия?
Ты возражаешь и против этого? У тебя, нет
другого занятия? Языку твоему необходимо
должно господствовать? Ты не можешь
остановить болезней рождения и не
разродиться словом? Но много есть для тебя
других обильных предметов. На них обрати с
пользою недуг сей. Рази Пифагорово
мечтание, Орфеевы бобы, и эту надутую
поговорку новых времен: сам сказал!
Рази Платоновы идеи, переселения и
круговращения наших душ, припамятование и
вовсе не прекрасную любовь к душе ради
прекрасного тела; рази Эпикурово безбожие,
его атомы и чуждое любомудрия удовольствие;
рази Аристотелев немногообъемлющий
Промысл, в одной искусственности состоящую
самостоятельность вещей, смертные
суждения о душе и человеческий взгляд на
высшие учения; рази надменность стоиков,
прожорство и шутовство циников. Рази
пустоту и полноту, и те бредни, какие есть о
богах или жертвах, об идолах, и демонах,
благотворных и злотворных, какие
разглашаются о прорицалищах, о вызывании
богов и душ, о силе звезд.
А если ты не удостаиваешь это и словом,
как маловажное и многократно
опровергнутое, хочешь заняться своим
предметом. и в нем ищешь пищи любочестию; то
и здесь укажу тебе широкие пути.
Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе,
о душе, о разумных — добрых и злых природах,
о воскресении, суде, мздовоздаянии,
Христовых страданиях. Касательно этого и
успеть в своих исследованиях не бесполезно,
и не получить успеха не опасно. О Боге же
будем рассуждать теперь не много, но в
скором времени, может быть, совершеннее, о
самом Христе, Господе нашем. Которому слава
во веки, аминь.
[1]Евномиане
отрицали не только единосущие, но и
подобосущие Бога Отца и Бога Сына. Сверх
сего они учили, что можно совершенно
постигнуть Бога умом человеческим, Против
этого последнего лжеучения Eвнoмия
направлено настоящее слово.
[2]Христианскую религию.
[3]Не
порабощаемся плоти.
[4]Ум.
[5]
Ариане
учили о Сыне Божием, что было, когда Его не
было, и что следовательно Он стал из не
сущего сущим.